Монастыри "Золотого века" Грузии


Императорские мозаики и народные фрески Гелати
"..уникальные «византийские» мозаики главной алтарной апсиды, которые гармонично сочетаются с «народными фресками» храма в честь святой Марины ...."
Едем в Имеретию, монастырь Гелати на день памяти святого царя Давида Строителя, одного из выдающихся правителей Грузии, духовного ученика преподобного Арсения Икалтойского.
Мы хотим рассказать об уникальной «византийской» мозаике главной алтарной апсиды, которая гармонично сочетается с «народными фресками» в настенной живописи храма в честь святой Марины. Как и сам царь Давид Строитель, они олицетворяют его духовные искания: с одной стороны - использование в мозаике образа Божией Матери Победоносной возвещает имперские амбиции Грузии, но с другой - царь Давид был автором известных Гимнов Покаяния, в которых он воспевал, подобно библейскому Давиду Псалмопевцу, свое христианское отношение к Богу и к своему народу.
Мозаика в алтарной апсиде с изображением Божией Матери Никопеи (Победоносной) датируется 1125 годом. Для ее изготовления были тщательно подобраны около 3 миллионов мозаичных камней натурального цвета.
Цвета, которые вы видите – это не красители, это натуральный природный цвет камня. Уникальность этой мозаики явилась решающим фактором в присвоении монастырю статуса объекта ЮНЕСКО, которая назвала ее «сравнимой с лучшими византийскими мозаиками» и имеющей «высокое архитектурное качество и выдающуюся отделку».
Никопея или Победоносная – особый иконографический тип изображения Богородицы, по преданию, первообраз иконы был написан святым апостолом и евангелистом Лукой, и к VI веку стал особо почитаться в Византии. Никопея считалась защитницей императорского дома, символом военных триумфов, перед ней войска просили заступничества в преддверии битв.
Настенная живопись монастыря Гелати уникальна, она представляет собой почти все этапы развития грузинской храмовой живописи. Но особое внимание стоит обратить на так называемые «народные фрески» храма святой Марины, которые датируются XV-XVI вв. Необычны сюжеты, которые использовал автор в оформлении алтарной завесы. Так например на Горнем месте изображен святитель Николай, принимающий от Господа святой Евангелие.
Наши поездки сюда http://salomia.ru/standart
Made on
Tilda